Восставая против иррациональной «чувствительности» вещей

Восставая против иррациональной «чувствительности» вещей

Используя сырые, необработанные материалы, возводя в канон строгость и чистоту перпендикулярных линий, аэродинамическую обтекаемость, дизайн не порывает с нормой обольщения, но только учреждает для него новую форму. Театральность, зрелищность и искусственность не исчезли, теперь они достигаются ранее неведомым путем минимализма и «естественности» предмета12: это скромный шарм бедности, экономии средств и прозрачности. Очарование дизайна — очарование холодное, однозначное, модернистское, странноватое после причудливой театральности обольщения моды. Вместе с дизайном мир вещей избавляется от уз соотнесения с прошлым, он полагает конец всему, что имеет отношение к коллективной памяти, для того чтобы остаться всего лишь фактом «гиперактуального присутствия». Создавая современные формы, не связанные с прошлым (то есть не копии старых моделей) или связанные с прошлым через посредство чужеродного элемента (флористская эстетика, например, и ее мотивы, почерпнутые из природы), дизайн звучит как гимн строгой современности. Как и мода, дизайн коннотирует и возвышает социально наличное, придавая ему новое значение. Объект дизайна появляется на свет лишенным корней, он не может завлечь нас в аллегорическое или мифологическое воображаемое, в некотором роде он предстает в виде абсолютного присутствия, не подавая знаков ничему, кроме самого себя, не зная никакого грамматического времени, кроме настоящего. Он развивается здесь и сейчас, его притягательность сводится к функции чистой современности, которая является его основой и которую он легитимизирует. Как и мода, дизайн, будучи враждебен всему пустому и ничтожному, зиждется на той же самой темпоральной логике, логике настоящего времени, он предстает как един из обликов суверенитета и господства настоящего.

Еще следует добавить, что дизайн давно уже не связан с геометрической и рационалистической эстетикой. Существует дизайн ремесленнического стиля, требующий употреблять более приятные формы и материалы, более «теплые и уютные» (скандинавский дизайн, дизайн стиля фирмы Habitat и т.д.). Но в конце 1970-х годов обозначилась новая тенденция, «реабилитирующая» эмоциональный элемент, иронию, необычное, фантастическое, искажение предмета, причудливый коллам. В качестве реакции на рациональный и суровый модернизм, унаследованный от Баухауса, так называемый «новый дизайн» («Мемфис», «Алхимия») представляет «постмодернистские» вещи и предметы, невероятные, провокационные, почги не пригодные для употребления- например, предметы меблировки превращаются в изощренные игрушки, гаджеты, фигурки для игры. С проявлением новой, постфункционалистской тенденции к некоторому украшательству дизайн, совершив определенный поворот в сторону зрелищности и театральности, стал более открыто демонстрировать свою модную природу. Воображение, игра, юмор — основополагающие принципы моды — внедрившись в дизайн, получили право существовать в модернистском окружении.

Комментарии закрыты