Модная форма дает о себе знать наиболее радикально и полно в ускоренном темпе изменений продукции промышленного производства, в нестабильности и краткосрочности существования промышленных товаров. Экономическая логика отменила идеал постоянства: теперь производство и потребление вещей происходит под знаком эфемерности.
Кратковременность каждой новой моды уничтожает тот товарный ландшафт, который стал меняться уже после Второй мировой войны из-за постоянных модернизаций и списываний морально устаревшего: теперь менять вещи все время необходимо просто затем, чтобы потребление становилось все более интенсивным. Мы здесь не столько говорим о товарах с кратким жизненным циклом таких как подарок на день рождения, подгузники, прокладки, пеленки фирмы Kleenex, салфетки, бутылки, зажигалки, бритвы, — сколько размышляем о тотальном процессе, принуждающем фирмы постоянно выпускать на рынок новинки, без конца изобретать и поставлять новые товары, иногда действительно концептуально новые, но чаще всего просто с небольшим изменением деталей, которое и объявляется как конкурентное преимущество данного товара на рынке.
В эпоху совершенной моды краткость каждой очередной моды, системное устаревание вещей стали неотъемлемыми особенностями массового товарного производства и потребления. Закон ускоренной смены товаров неумолим: фирма, не создающая новых моделей в бешеном темпе, перестает быть сильным игроком рынка, ее бренд проигрывает и ее общественная репутация стремится к нулю — ведь в нашем обществе стихийное общественное мнение потребителей естественным образом сводится к тому, что новое всегда лучше старого.
Развитие науки, логика конкуренции, а также доминирующий вкус к новинкам способствуют установлению экономического порядка, организованного по образцу моды. Предложение и спрос равно содействуют обновлению и эксплуатируют новизну как основу своего бытия. Поэтому наша экономическая система вовлечена в движение по спирали, в ней царствует инновация, большая или малая, а устаревают вещи быстрее, чем успевают укорениться на рынке; некоторые специалисты в сфере маркетинга уверяют, что через десять лет от 80 до 90 % современных товаров уже выйдут из употребления, их форма и их представление будут совсем непривычными для нас.
«Это — новое, это — Sony»; вся реклама основана на провозглашении новизны товаров: «Новые памперсы», «Новый Ford Escort», «Новый флай на взбитых сливках и яйцах Франкорюсс»; новое предстает нам как категорический императив производства и продаж. Экономика, выстроенная по образцу моды, неумолимо движется вперед все быстрее, под действием неизбежного обольщения изменениями, ускорения и диверсификации.
Комментарии закрыты