Творцы моды

Творцы моды

Общественное признание творцов моды лишь частично может быть объяснено реализацией корпоративных амбиций, пусть даже усиленных эгалитарными требованиями эпохи. Если представителям моды удалось снискать признание в качестве гениальных художников, то лишь потому, что реакция на излишества породила новые пристрастия и чаяния, новые потребности, ценившие и даже возвеличивавшие то, что прежде считалось недостойным внимания. Несомненно, начиная с эпохи Возрождения мода пользовалась в обществе определенным уважением в качестве символа социального превосходства и придворной жизни, но уважение это не было столь велико, чтобы мода считалась достойной быть воспетой, возвеличенной, превозносимой и описанной во всех подробностях.

В эпоху господства аристократии мода была слишком прямым материальным выражением социальной иерархии, чтобы ей уделяли специальное внимание; высокий стиль в литературе ставил на первый план героические подвиги, благородные поступки исключительных людей с их величием сердца, идеальную любовь из чистого великодушия, а не мелкие обыденные события, не конкретную реальность, не отдельные вещицы, пусть и роскошные, но такие, до которых может добраться простонародье и захватить их. Законные для поклонения и возвеличивания образцы брались из примеров преданности, славы, возвышенной любви, а не текущей моды. Возрастание социальной роли модных новинок осуществилось лишь потому, что новые нормы властно навязали себя обществу, нормы, которые не только низвели, обесценили героический культ, по природе своей феодальный, но также и традиционную христианскую мораль, рассматривавшую модные новинки как признак гордыни, греха перед Богом, как оскорбление Всевышнего и ближнего своего.

Усиление общественной роли и статуса моды неразрывно связано с постепенным охлаждением общества к героическим ценностям и религиозной морали; оно также является выражением признания придворным и городским обществом, особенно в XVIII веке, ценности таких явлений, как удовольствие и счастье, новинки в одежде и широкие материальные возможности, свобода, под которой подразумевалось удовлетворение желаний и смягчение ригористических правил поведения и моральных запретов. С тех пор личное наслаждение одерживает верх над славой, привлекательность, увеселение и тонкость — над благородством, сладострастие — над показным величием, декоративное — над символическим. Именно из этого снижения идеи с высоты, соотносительной с высотой подъема вещей земных и человеческих, и родился современный культ моды, который является одним из ее проявлений.

Комментарии закрыты