Современный статус моды

Современный статус моды

Апология счастья, поиски приятного, мечты о более свободной, более счастливой, более легкой жизни, положили начало процессу гуманизации возвышенного, процессу менее высокого, менее величественного восприятия красоты, а также процессу облагораживания вещей полезных, разных «мелких радостей», украшений, изобретенных богатой фантазией, светских недолговечных «изысканных штучек»: побрякушек, отделки одежды, изящных вещиц, будуаров, внутреннего убранства, миниатюр, театральных лож и т.д. Гегемонию величия вытеснила эстетика изящных форм, похвала обольстительной легкости, слава многообразия как источника удовольствия и возбуждения.

В основании современного статуса моды лежит индивидуалистическая мораль, воздвигающая на пьедестал такие респектабельные явления, как свобода, удовольствие, счастье; так, журнал Le Magasin des modes, эпиграфом к которому служит выражение: «Скука рождается из однообразия», был созвучен гедонистическому духу своего времени (пусть даже отчасти делившему свои вершины с разумом, умеренностью и добродетелью). Само время было пропитано жаждой неожиданных ощущений, впечатлений, чувств, обновления. Предпосылкой усиления социального положения моды стал процесс отречения от греха, оправдание любви к самому себе, оправдание страстей и вообще человеческих желаний; тот же журнал так определил свои цели: «Сделать так, чтобы каждый мог удовлетворить свою врожденную страсть к вещам, которые помогут ему выглядеть лучше всего и с наибольшим блеском». Именно эти новые моральные ценности, прославляющие все человеческое, позволили состояться процессу облагораживания моды.

Итак, идеология индивидуализма и эпоха наивысшего расцвета моды нераздельны; культ развития и процветания личности, культ благосостояния, материальных удовольствий, желание свободы, желание ослабить власть и моральные запреты распространялись всё более; так «хо- листские» и религиозные нормы, несовместимые с достоинством моды, были разрушены не только идеологией свободы и равенства, но также идеологией удовольствия, столь же характерной для эпохи индивидуализма.

Комментарии закрыты