Как известно, индустриализация строительства вызвана практической необходимостью резко снизить его трудоемкость — в связи с большим объемом строительства. В свою очередь индустриальный метод требует возведения сборных зданий большими комплексами. Они состоят обычно из жилых и культурно-бытовых зданий. Наличие крупного уникального общественного сооружения нехарактерно для таких комплексов. Основными элементами архитектурного ансамбля являются в них типовые жилые дома и общественные здания массового назначения.
Стандартность и предельная простота формы современных сборных сооружений не могут не оказать влияния на композицию составленных та них комплексов. Традиционные приемы симметричного расположения зданий, подчеркивающего главную ось, здесь не применимы из-за отсутствия необходимых в таких случаях акцентирующих сооружений, способных стать главными элементами ансамбля. Применение большого числа типов сооружений нерационально. В связи с этим в практике крупносборного строительства постепенно вырабатываются определенные композиционные приемы, являющиеся наиболее эффективными в данных условиях.
Большое значение приобретают такие средства композиции, как метр я ритм, организующие застройку кварталов в стройную пространственную систему. При этом основной метроритмической системой следует признать в данном случае геометрически четкую расстановку зданий в метрических или ритмических рядах без нарочитой живописности их размещения. Главное значение имеет здесь не разнообразие формы самих архитектурных объемов или их сочетания друг с другом, а предельная ясность, законченная определенность композиционного строя одинаковых, простых по форме, локальных по цвету зданий. Эта четкость ритмического строя является в данном случае особенно выразительным приемом композиции ансамбля.
Комментарии закрыты