Снижение расходов нельзя отделить

Снижение расходов нельзя отделить

Ни от развития прет-а-порте, ни от того простого факта, что цены на одежду росли медленнее, чем цены на другие товары и услуги, необходимые семье. Исчезновение одежды, сшитой на заказ, возможность купить модную одежду по доступным ценам или из разных ценовых серий, некоторое постоянное снижение цен на одежду — все это и позволило урезать выделяемую на одежду долю бюджета домохозяйства. Но перечисленные экономические перемены не объясняют изменение структуры модного потребления. Дело в том, что произошло не только снижение расходов на одежду, но одновременно происходило перераспределение средств на покупки из-за появления новой структуры как мужского, так и женского гардероба. Именно такое перераспределение денег с появлением новых пристрастий также способствовало сокращению расходов на покупку одежды. За тридцать лет структура покупки одежды сильно изменилась. Самая заметная тенденция: падение интереса к приобретению того, что называли крупными вещами (пальто, плащи, костюмы и дамские костюмы), и одновременный резкий рост спроса на мелкие вещи, на спортивную одежду и одежду для отдыха. В 1953 году мужчины покупали костюм в среднем раз в два года, а в 1984 году они стали покупать костюм раз в шесть лет. Затраты на крупные вещи в 1953 году составляли в расходах мужчин 38%, а в 1984 году — всего 13 %. Затраты на спортивную одежду и одежду для отдыха составляли для мужчин 4% в 1953 году, а в 1984-м — уже 31 %. Та же тенденция определяет состав, так сказать, «дамского сундука»: драповые пальто и меховые шубы, плащи и женские костюмы в 1953 году «весили» 33 % женских расходов на одежду, а в 1984-м — 17 %. А расходы на средние вещи (пуловеры, куртки, блузки, джинсы, брюки, спортивную одежду) выросли за этот же период с 9% до 30%17.

Конечно, следовало бы рассмотреть, как эта тенденция сказалась на различных социальных и профессиональных категориях населения. Исследования расходов на одежду подтверждают, что семьи рабочих предпочитают количество качеству, они покупают вещи в основном из категории «дешево», в отличие от наемных работников из более зажиточных слоев, отдающих предпочтение более дорогой и качественной одежде. Рабочие редко носят костюм с галстуком, тогда как чиновники, управленцы, руководители предприятий, представители свободных профессий чаще покупают костюмы, блейзеры, рубашки с галстуками. Жены руководителей предприятий и свободных художников чаще покупают вещи классические: дамские костюмы, платья, туфли на высоких каблуках, по высоким ценам — в то время как жены чиновников и инженеров больше денег тратят на вещи из разряда «последний писк» моды18. Но эти различия не должны скрывать общую тенденцию рынка: растущее потребление одежды для отдыха, одежды спортивной и просто одежды практичной. Даже если пополнение гардероба во всех социальных слоях не одинаково, если покупки различаются по качеству и ценам, то все же пристрастие к одежде для отдыха распространяется на все слои общества. «Тяжелые» или «крупные» вещи продаются плохо, в то время как вещи «легкие» (куртки, блузки, костюмы и брюки для отдыха, свитера и футболки и т.п.) раскупаются все интенсивнее. Люди всех возрастов и всех социальных положений все чаще носят одежду свободную, для спорта и отдыха: спортивные куртки на молниях, тренировочные костюмы и футболки стали вполне приемлемой одеждой для городской улицы. В 1985 году было продано 1,7 миллиона женских брюк для спорта и отдыха. В 1975 году женщины купили 4,5 миллиона джинсов и брюк для отдыха, а десятью годами позже эта цифра достигла 18 миллионов. Повсюду достигала вершины продаж одежда спортивная или спортивного стиля. Конечно, эта тенденция не отменяла ни более солидной или классической одежды для работы, ни красивых вечерних платьев, ни чисто женской одежды.

Комментарии закрыты