Склонность к расслабленности и отдыху

Склонность к расслабленности и отдыху

Весьма симптоматична для эпохи индивидуализма. Точно так как мы наблюдали взрыв требований независимости в браке, в сексе, в спорте, в работе, точно так же мы видим в сфере внешнего вида требования одежды мягкой, свободной, не стесняющей движений и обеспечивающей комфорт. Мода на одежду спортивного стиля отражает в сфере внешнего вида требование большей личной свободы, той самой свободы, которая в моде выражается удобством, легкостью, естественностью, гибкостью, мягкостью, юмором надписей и рисунков. Спортивная одежда и спад продаж крупных вещей — это регистрация в моде подъема неонарциссизма: появления личности, стремящейся к большей личной независимости, менее зависимой от кодекса общественной респектабельности, от норм афиширования общественного престижа, меньше заботящейся о социальной идентичности и о соревновании в области внешнего вида. Выходное платье исчезло как вид, прежнее очарование богатой одежды высших слоев общества померкло; модная одежда все больше утрачивала свой характер знака социального превосходства и общественной респектабельности: она все реже воспринимается как признак роскоши и высокого общественного положения. Модная одежда воспроизводит уже не место в социальной иерархии, а стремление к индивидуальности и оригинальности, культурную ориентацию, образ жизни, эстетические пристрастия. Модная одежда всегда была знаком принадлежности к определенному слою, знаком качества и инструментом обольщения. Современный индивидуализм уничтожает иерархический символизм в одежде в пользу удовольствия, удобства и свободы. Теперь люди жаждут не вызывать восторг окружающих, но обольщать и чувствовать комфорт, жаждут не подчеркивать свое социальное положение, а выражать собственный эстетический вкус, не демонстрировать принадлежность к определенному классу или слою, а выглядеть молодо и непринужденно.

В этом контексте особого внимания заслуживает феномен джинсов. Бум на джинсы во всех слоях общества и у людей всех возрастов, успех джинсов за 30 лет свидетельствует о том, что не будет большим преувеличением признать джинсы одним из самых характерных символов модных пристрастий второй половины XX века. Разумеется, все было не так однозначно: начиная с 1980-х годов продажи джинсов неуклонно снижаются. Так с 8,8 миллиона проданных женских джинсов в 1982 году продажи снизились до 5,8 миллиона в 1985 году, и этот существенный спад объясняется ростом продаж брюк из бархата, вельвета и холста. Но потом изделия из джинсовой ткани вновь «пошли вверх», так что «одиссея» джинсов еще очень далека от завершения, теперь дело уже не в том, что есть мода на джинсы, но в том, что создан особый стиль, налагающий отпечаток на самые дорогие сердцу современного индивидуума ценности. «Войдите в легенду», — гласит реклама фирмы Levi’s. Нередко отмечают, что этот тип одежды программирует единообразие и конформизм: все, кто одет в джинсы, похожи друг на друга, не поймешь, кто молодежь, а кто люди средних лет, юноши и девушки выглядят издали одинаково. Джинсы как бы освящают и закрепляют массовую стандартизацию внешнего вида, отрицая индивидуальность одежды. Но подобная перспектива — иллюзия; рассуждая таким образом, оставляют в стороне самое специфическое в данном феномене. Джинсовая одежда, как и все модное, — это одежда, которую человек выбрал для себя сам, она не навязана ему какой-либо традицией — и тем самым она свидетельствует о свободе выбора и о свободной оценке частных лиц, которые могут ее либо принять, либо отвергнуть, либо сочетать ее с другими элементами по выбору. Распространение джинсовой одежды в обществе говорит лишь о том, что мода всегда соединяет в себе индивидуализм и конформизм, а индивидуализм в моде развивается только через подражание. Отдельные личности всегда имеют выбор, они могут либо принять, либо отвергнуть «последний писк» моды, они могут как-то приспособиться к нему или приспособить его к себе, они могут проявить свой личный вкус, свои пристрастия, сделав выбор между торговыми марками, между различными фирмами и различными способами кроя.

Комментарии закрыты