Система прет-а-порте

Система прет-а-порте

Стремилась к снижению анонимности, характерной для прежней массовой швейной промышленности, она настаивала на производстве товаров, имеющих один несомненный плюс, а именно оттенок творческого начала, добавленную эстетическую ценность, лейбл создателя. Спираль демократизации в моде продолжала закручиваться: после попыток создать моду для товаров массового производства, всегда отличавшихся посредственным качеством, отсутствием стиля и каких-либо намеков на моду как искусство, настал период, когда индустрия прет-а-порте стала предлагать по доступным ценам товары отменного качества, эстетически продуманные и отвечающие требованиям моды. Демократизация системы моды заключалась не только в вытеснении высокой моды на обочину, но и в повышении качества массовой одежды, сопровождавшемся снижением цен и активным продвижением товара. Качественный прогресс промышленной моды был несомненен: одежда класса прет-а-порте, создаваемая кутюрье и дизайнерами, составляет около 40% национального рынка, многочисленные творцы с превосходной репутацией продолжают работать как приглашенные художники в фирмах по производству крупных партий готовой одежды. В каталоге фирмы 3 Suisses мы находим по вполне доступным ценам одежду, на которой стоят имена знаменитых кутюрье: П. Морени, Алайя, Ж.-П. Готье, И. Миякэ. Логика серийного производства поддалась процессу индивидуализации, требовавшему отдавать предпочтение творческой динамике, умножать число моделей и вариантов5, заменять подражательное воспроизводство эстетическими нововведениями. Массовая мода в демократический период настаивает прежде всего на качестве: ради красоты и качества можно отчасти пожертвовать дешевизной, потому что в целом эстетические решения не сильно увеличивают цену товара. Индустрии готового платья удалось создать радикально демократическую систему моды только потому, что саму эту индустрию поддерживал подъем демократических настроений и ожиданий общества. Конечно, революцию прет-а-порте невозможно отделить от значительного технического прогресса в производстве одежды, позволившего наладить выпуск товаров большими партиями, причем очень высокого качества и по низким ценам. Но эта революция также неотделима и от нового состояния спроса. После Второй мировой войны тяга ко всему модному распространилась исключительно широко, она стала всеобщим феноменом, затронувшим все слои общества. В основе появления и распространения прет-а-порте лежала чрезвычайная демократизация модных вкусов, произведенная индивидуалистическими идеалами, резким увеличением числа женских журналов, кинофильмами, а также жаждой жизни «сегодня и сейчас», стимулированной новой гедонистической массовой культурой. Рост уровня жизни, культура благосостояния, досуга и ежеминутного счастья решительно легитимировали все модные пристрастия и демократизировали безумную охоту за модой. Эфемерные и эстетические знаки моды перестали восприниматься в низших классах как нечто недостижимое и принадлежащее другим, они стали массовой потребностью, необходимой составляющей оформления жизни, личным достоянием и личной собственностью в обществе, в котором как святыни почитаются перемены, удовольствия и нововведения. Эпоха прет-а-порте совпала с появлением общества, все более и более нацеленного на настоящий момент, приходящего в состояние эйфории от новизны и потребления.

Кроме развития гедонистической культуры, главным элементом, определяющим дизайнерский вектор перспективного развития прет-а-порте, стало появление и развитие молодежной культуры. Молодежная культура была, разумеется, связана с таким явлением, как беби-бум, и с появлением у молодежи больших возможностей совершать покупки; если же углубиться в рассмотрение проблемы возникновения молодежной культуры, то можно понять, что оказывается одним из проявлений демократическо-индивидуалистической динамики в обществе. Именно эта новая культура стала источником феномена стиляжничества 1960-х годов, стремившегося вовсе не к совершенству в одежде, напротив, к тому, что под рукой: к естественности, непосредственности, самовыражению, креативности, оригинальности, точному соответствию современным социокультурным запросам. Сопровождая самоутверждение и демократическую социальную позицию молодежи, прет-а-порте включается в процесс демократического омоложения модных моделей.

Комментарии закрыты