Шарм, именуемый дизайном

Шарм, именуемый дизайном

С систематическим внедрением эстетических запросов в разработку промышленной продукции апогея достигло влияние модной формы на все товары. Промышленная эстетика, называемая дизайном, пришла в наш мир надолго, область товарного производства полностью находится под влиянием дизайна и требования внешней элегантности и привлекательности. Решающий шаг на пути к победе дизайна был сделан в 1920-1930-е годы, когда после Великой депрессии в США промышленники поняли, что внешний вид потребительских товаров не просто важен, а может оказаться решающим в деле увеличения объемов продаж. Хороший дизайн — это хороший бизнес. Все сильнее и сильнее обществу навязывалась необходимость разработки линии товаров по эстетическим параметрам. Требовалось делать продукты серийного производства эстетически привлекательными и придавать их форме убедительную красоту, чтобы обольщать взгляд в соответствии со знаменитым принципом Р. Лоуи: «Уродство продается плохо». В промышленном производстве произошла настоящая революция: дизайн стал неотъемлемой составляющей проектирования изделий, промышленность подняла на щит изящество и обольщение. С победой промышленного дизайна модная форма перестала быть реакцией на капризы потребителей, она стала структурным образованием, определяющим характер промышленного производства товаров массового потребления.

Частые изменения, вносимые в эстетику вещей, отвечают новой позиции обольщения. Периодически внося изменения во внешний вид потребительских товаров, промышленность начиная с 1950-х годов открыто равнялась на перипетии женской моды: она показывала то же непостоянство выбора форм, то же «направленное» устаревание вещей, позволяющее сделать уже не модным любое изделие простым изменением стилистических установок и предпочтений. Эпоха потребления совпала с этим бурным обновлением форм, цель которого — искусственно спровоцировать ускоренное устаревание вещей, создающее спрос на рынке. Экономика поворачивается лицом к эфемерному, и эффект «последнего писка моды» мы находим в ужасающем, но весьма типичном описании Вэнса Паккарда: «Автомобили, товары быта, посуда, постельное белье, мебель — весь мир вещей вальсирует в ритме дизайна, производя ежегодную смену линий и расцветок»8.

Комментарии закрыты