Шарм, именуемый дизайном

Шарм, именуемый дизайном

Все сказанное не означает, конечно, что со времени «героической эпохи» потребления ничего не меняется. Эпоха «искусства мотовства», когда машина была королевой моды, когда все несущие кузова автомобилей фирмы General Motors менялись ежегодно, когда количество вариантов и ритм их изменений зависели от чудачеств моды, когда «техническое качество», казалось, было осуждено на неизбежную деградацию, — также протекала не без некоторых ощутимых и решительных изменений. Но в наши дни еще больше ценятся комфорт, естественность, простота, управляемость, экономичность, технические ресурсы и показатели. «Новый „Эскорт" появился! Новая малолитражка марки Ford спешит к вам! Новый внешний вид, новые технологии, новые качества и новые характеристики! Машина еще более эффективна с новыми подвесками колес фирмы MacPherson, устойчивость и комфорт просто феноменальны. Внутреннее убранство салона полностью обновлено; приборная доска отличается высокой четкостью, эргономичные сиденья чрезвычайно удобны, расположение всех устройств и приспособлений в машине очень практично, есть обширный багажник с изменяемым объемом; не следует также забывать и о рекордной для машин данного класса вместимости». Заявили о себе и снискали уважение потребителей ценности, не так зависящие от «опьянения внешним видом». То, что фирма Renault смогла в 1984 году создать и запустить в продажу Renault-5 GTE, автомобиль концептуально обновленный, но внешне невероятно похожий на созданный в 1972 году Renault-5, свидетельствует о том, что в автомобильной промышленности продолжаются модные изменения. Хотя случай с Renault-5 GTE не так пока типичен, но весьма поучителен. «Не надо менять модель, если она гарантирует победу», — говорили об этой машине; как бы то ни было, подобный феномен стал возможен лишь потому, что лихорадка обновления форм ослабла. Логика производства товаров массового спроса сблизилась с логикой производства высококачественных товаров через отказ от форсированного систематического предложения все новых непохожих вариантов. В наши дни уже невозможно представить, во всяком случае в Европе, чтобы люди перестали использовать электробытовые товары из-за их несоответствия самым модным из товаров этого рода в мелких деталях или в цвете. Во многих отраслях промышленности, таких как производство компьютеров, электробытовых приборов, предметов мебели, господствует классическая форма, и все внешние изменения отличаются сдержанностью. Форма электрических бритв, телевизоров или холодильников почти не меняется, и никакие стилистические нововведения не могут принудить эти формы стать устаревшими в глазах людей. Чем больше возрастает техническая сложность, тем более строгим и простым, очищенным от всего наносного становится внешний вид вещей. Показные, крикливые формы крыльев автомобилей и блеск хромированных деталей уступили место компактности и встроенным приборам; звукозаписывающая хай-фай аппаратура, видеомагнитофоны, ноутбуки «появляются на свет» уже в очень простых, чистых и строгих формах. На смену неестественной усложненности форм пришел гиперфункционализм хай-тека. Мода теперь проявляется не столько в крикливом блеске декора, сколько в избыточной точности, ярких цветах и приметном внешнем виде. Игры с формами сейчас меньше, но гораздо больше технологичности и секретов мастерства; к чему устремлена мода — так это к элегантности.

Комментарии закрыты