Проблема социальных различий

Проблема социальных различий

Если посмотреть на проблематику социальных различий, то несложно сделать вывод, что эта социология «глуха» к долгосрочным процессам, она не может ухватить нити, связующие новое со старым. Такова участь высокой моды: с одной стороны, ее явление разрывает с модой столетия, но, с другой стороны, она составляет кульминационный момент всего столетнего движения в сторону демократических обществ. Высокая мода — и разрыв, и плотная связность в преемстве индивидуального внешнего вида: с момента появления черного мужского фрака в XIX веке до современной маргинализации пошива на заказ в домах высокой моды. Могла ли современная мода тоже двинуться в направлении сокращения числа выспренних знаков внешнего вида, если бы она не воспаряла над играми символического состязания классов, воспринимая воздействие устойчивых ценностей, определяющих стремление к сохранению отличий? Если бы ход развития моды определяла только логика отличий, то ход развития представлял бы собой лишь хаос, резкие колебания случайных прихотей и пристрастий — но все происходит совсем по-другому: уже очень долгое время современная мода подчиняется заранее заведенному порядку, четко обозначенной тенденции, которая становится понятной, только если трактовать ее через такие термины, как общественная и эстетическая целесообразность, а не только через соперничество классов.

Источником непрестижного потребления является совокупное воздействие множества ценностей, среди которых обязательно будет идеал равенства, дух современного искусства, культ спорта и, что нам интереснее всего, новый индивидуалистический идеал молодежного стиля. Стратегии сохранения отличий оказались не столько частными креативными решениями, сколько регулярными инструментами большого демократического движения: констелляции новых легитимаций, вытеснивших крикливые знаки иерархического превосходства. С наступлением моды на темный мужской костюм демократизация элегантности, или, другими словами, упразднение необходимости совершения излишних расходов (что было свойственно аристократической эпохе), прежде всего проявилась у мужчин, первыми воспользовавшихся вполне демократическими правами, предоставленными современностью. Женская мода на протяжении XX века все больше и больше будет адаптироваться к этой демократической логике. С разрушением центра высокой моды, изготовления платьев на заказ, — отказ от престижного потребления в одежде нашел свое полное и окончательное выражение. Этому предшествовал промежуточный период, начавшийся где-то в 1920-е годы: высокая мода уже была сглажена, но при этом сохраняла ауру роскоши. Отныне и впредь будет осуждаться и отвергаться не только крикливая и соблазнительную роскошь, но будет делегитимирован сам принцип роскоши в одежде: роскошь утратит способность вызывать у женщин восторг и неудержимое желание немедленного приобретения.

Комментарии закрыты