Преемственность моды

Преемственность моды

Преемственность, в которую превосходно вписывается женская мода, становится еще более очевидна, если рассмотреть вопрос о макияже и косметике. По окончании Первой мировой войны в обществе отмечаются постоянный рост потребления косметических товаров, необычайная демократизация продуктов ухода за лицом и телом, а также невероятная мода на макияж. Помада, духи, кремы, румяна, притирания, лаки для ногтей — все эти продукты массового промышленного производства стали товарами широкого потребления13, все более употребимыми во всех слоях и классах общества, — тогда как прежде, на протяжении тысячелетий они оставались роскошью, для сугубо узкого круга. Без сомнения, на рынке косметических товаров произошли изменения, и рынок показывает, что потребитель скорее отдаст предпочтение товарам ухода за внешностью, чем товарам для нанесения макияжа. Как бы то ни было, массовый спрос гарантирован средствам для ухода за кожей, лакам и другим товарам для ногтей, средствам по уходу за губами и лицом. Туалетная вода для мужчин и лосьоны до и после бритья узнали постоянно нарастающий успех — но товары для мужчин составили в 1982 году лишь одиннадцатую часть товарооборота французской парфюмерной промышленности, косметической промышленности и промышленности по производству туалетной воды. Сколь бы ни были велики изменения в предпочтениях женщин и сколь бы ни росла рыночная доля товаров для мужчин, макияж остается эксклюзивно женской практикой, в которую вовлекаются даже самые юные девушки, начинающие красить глаза и губы чуть ли не с детства. На волне гедонистических и нарцис- сических ценностей макияж получил широкую социальную легитимацию, он больше не является для молодых признаком дурного тона, в худшем случае его могут счесть признаком плохого вкуса, его больше не осуждают ни на личиках юных девушек, ни на лицах пожилых дам. Зато применение карандаша для бровей у мужчин по прежнему остается свидетельством принадлежности к маргинальной среде ограниченного круга молодых людей. Естественное, спокойное и практичное всё с большим упорством вторгаются в моду, но одновременно различные кремы и притирания продолжают пользоваться заметным спросом, и этот факт является доказательством силы не бесконечно до назойливости повторяющейся рекламы, а существующего с незапамятных времен способа оценки женской красоты. Социальная эмансипация женщин ни в коей мере не подтолкнула «второй пол» к отказу от использования косметики; самое большее, что можно сейчас сказать, мы наблюдаем постоянно усиливающуюся тенденцию к сдержанности и благоразумию в макияже, а также охватывающее практически всех женщин желание быть красивой.

Комментарии закрыты