Постоянство существования косметических средств, макияжа и женского кокетства — важнейший фактор; гиперфеминистское «отклонение», требовавшее разоблачить подчинение «второго пола» ловушкам моды, произвело лишь поверхностный эффект: оно не смогло пошатнуть столпы тысячелетней стратегии женского очарования и обольщения. Сегодня изобличение женщины- объекта уже не имеет успеха, не находя никакого отклика в обществе. Но имело ли оно их когда-нибудь? Возвращение к исходной точке? В действительности женская фривольность и женское пристрастие к красивым вещам не столько сохраняют традиционный облик женщины, сколько способствуют созданию нового облика женственности, в котором притязание на обаяние не исключает способности успешно трудиться и проявлять всяческую ответственность. Женщины отвоевали себе право голоса, право на секс, на свободное зачатие, любую профессиональную деятельность, но в то же время они удержали за собой многовековую привилегию на кокетство и обольщение. Именно такая «пестрота» и определяет сегодня современную женщину, как будто складывающуюся из лоскутков различных принципов, когда-то несовместимых до противоположности. В наши дни выражение «следовать моде» больше не имеет прежнего смысла подчинения чужому существованию, желание быть красивой не имеет ничего общего с умопомешательством или ущемлением прав. Можно ли сегодня упрямо говорить о манипуляциях сознанием, когда в большинстве своем женщины заявляют, что появление большого количества косметических средств вовсе не угнетает их, а напротив, дает большую независимость, большую возможность нравиться тем, кому они хотят нравиться и как они хотят нравиться?14 Наряжаться, прихорашиваться, становиться красивой теперь превратилось в игру женского сознания с самим архетипом женщины: стало некой фривольностью в квадрате, способной совместить желание нравиться с намеками на непохожесть и отстраненность. Явился гламур, выпутавшийся из пелены церемониального ритуала: он принарядился, приукрасился оригинальными вещицами, созданиями безудержной фантазии, изобильными напоминаниями и намеками на сбывшееся в прошлом. С помощью одежды, прически и макияжа женщина долго предавалась игре: она играла в женщину-вамп, кинозвезду, лесную нимфу, обожательницу мод, в «саму женственность»; она приспосабливала к себе и узурпировала стили, обличья, мифы, эпохи; обольщение развлекалось, любуясь на самое себя и наслаждаясь тем зрелищем, которое оно представляло, веря в истинность этого зрелища лишь наполовину. По примеру коротких рекламных передач в обществе потребления мода и обольщение забыли о своей былой важности и серьезности, они выстраиваются в наши дни на основании чувства юмора, удовольствия и игривого зрелища.
Комментарии закрыты