От эстетики высокого класса к молодежной эстетике

От эстетики высокого класса к молодежной эстетике

В мире моды утвердился новый принцип социального подражания: юная модель. Люди все меньше поддерживают свой социальный имидж или выражают в одежде свои социальные притязания, но все больше просто хотят модно выглядеть. Мало кто намерен сейчас демонстрировать в одежде свой жизненный успех, но все мы так или иначе прилагаем усилия к тому, чтобы выглядеть молодыми и свободными от предрассудков. Даже если мы не гонимся за «последним писком» молодежной моды, мы все равно воспринимаем молодежный о(элик как наш гештальт. Даже весьма взрослые и даже пожилые люди стали надевать спортивную одежду, джинсы, забавные тенниски, кеды, купальники топлесс. С усилением социальной роли молодежного стиля процесс подражания демократизировался, освободился от гипнотического очарования аристократического образца, который столько поколений господствовал над ним. Новый фокус социального подражания, восторженное восприятие молодежного внешнего вида — неотъемлемая черта современного демократическо- индивидуалистического периода развития общества, логику которого они доводят до совершенства, до нарциссизма: ведь теперь каждый призван сам работать над своим имиджем, приспосабливаться к новым веяниям, поддерживать себя в должном состоянии, проходить переподготовку, перестраивать свои привычки и т.д. Культ молодости и культ красивого тела развивались одновременно, призывая к постоянному вниманию к самому себе, нарциссическому самонаблюдению и самолюбованию; они оба принуждали к узнаванию нового и к адаптации к нововведениям: «К сорока годам вы становитесь более спокойной, более сформировавшейся, а также более требовательной. Ваша кожа тоже изменяется. Теперь она нуждается в особенно пристальном внимании и уходе. .. Итак, для вас настало время прибегнуть к суперактивным средствам ухода за кожей фирмы Lancaster, специально созданным для того, чтобы придать вашей коже более молодой вид». Несомненный фактор общественной стандартизации и возбуждения интереса к моде — императивное требование быть молодым. Но он также является существенным фактором индивидуализации, так как граждане чувствуют свою обязанность перед самими собой — уделять больше внимания самим себе. Более того, закон молодежного стиля на свой лад поспособствовал продолжающемуся процессу выравнивания социального положения двух полов: под действием новых тенденций мужчины стали больше заботиться о себе, стали более открыты для модных новинок, стали следить за своим внешним видом — и таким образом вошли в нарциссическое состояние, когда-то считавшееся чисто женским. «Ив Сен-Лоран для Мужчины. Для мужчины элегантного, мужественного, заботящегося о своем благополучии, о своем внешнем виде. Этот мужчина привык ухаживать за своим лицом при помощи смягчающего и увлажняющего крема для лица с тонким ароматом всей гаммы мужского парфюма». Представители обоих полов теперь уделяют почти равное количество времени уходу за телом и заботе о внешнем виде: исследования показали, что женщины и в наши дни уделяют заботе о теле и о внешнем виде больше времени, чем мужчины, но разрыв составляет всего лишь десять минут при среднем значении в девять часов в неделю, а самый значительный разрыв наблюдается не между мужчинами и женщинами, а между пожилыми мужчинами (12 часов 35 минут) и молодыми учащимися (6 часов 20 минут). Происходят удивительные перемены: пожилые мужчины теперь уделяют больше времени уходу за собой, чем пожилые женщины!9 Раньше мужчины и женщины совсем по-разному ухаживали за собой, теперь они ведут себя сходно; фаза максимального расхождения полов миновала, уступив место нарциссиче- ской демократизации, — и все это произошло под воздействием императивного требования быть молодым.

Комментарии закрыты