С расширением области серийного принципа производства противопоставление «уникальная модель — массовая серия», характеризующее начальный период массового потребления, перестает быть приложимым к современной вещи; хотя разделение «роскошная вещь — серийная вещь» все еще существует, мир вещей избавился от прежнего диктата этого принципа.
Раньше серийность противопоставлялась эксклюзивной роскоши, и отличие шло по двум параметрам: с одной стороны, техническое несовершенство приговаривало серийную вещь к быстрому износу и на быстрый отказ от нее потребителя, отвозящего ее на свалку; с другой стороны, стилистическое несовершенство связывало предназначенную для всех вещь с призраком дурного вкуса: даже от оригинальных решений не ожидали стилистических достижений.
Но нельзя не замечать изменения, произошедшие как в технических средствах массового производства, так и в эстетических качествах товаров массового производства. Широко распространено мнение о том, что индустрия товаров массового спроса сознательно и планомерно сокращает срок службы товаров путем намеренного внедрения конструктивных дефектов и снижения качества, но это мнение весьма сомнительно. Возможно, оно справедливо для отдельных мелких механизмов, но совершенно ошибочно для крупных вещей, имеющих продолжительный срок службы, который в последние годы даже в среднем увеличивается (телевизоры, моторы автомобилей и т.д.). Если купить продукцию Амвей и изучить исследование, проведенное в 1983 году, станет ясно, что холодильники, которыми владели 29% опрошенных, были произведены более десяти лет назад, четверть кофемолок, фенов и пылесосов также были выпущены более десяти лет назад.
Вещь массового спроса не приговорена к уменьшению надежности и срока службы каждого нового поколения; мы не видим общего падения качества производства, напротив, потребители оказываются в выигрыше, так как появляются товары, именуемые «бездефектными». То же следует сказать и о внешнем виде вещей: с появлением дизайна и расширением выпуска серийной продукции для потребителей становится доступно все больше товаров широкого спроса очень высокого, не подлежащего сомнению эстетического качества. Прошли времена Citroen 2CV, крепкого, надежного, но с буквально нулевой красотой форм, и в современных сериях автомобилей могут быть автомобили, стоящие половину от стоимости своих собратьев, но при этом вобравшие в себя все эстетические решения данной серии. Тщательная забота, которой окружают теперешние производители товары широкого спроса, уделяя особое внимание их внешнему виду, ничем не уступает заботе о внешности товаров высокого класса, так что автомобили эконом-класса отличаются столь же элегантными силуэтами и такими же высокими аэродинамическими качествами, как и автомобили делюкс, во всяком случае, концепция их имеет больше сходств, чем различий.
Наше общество далеко от китчевой логики посредственности и банальности. Суть отличий все меньше состоит в изяществе формы, а все больше в технических показателях, качестве материалов, удобстве, сложности и навороченности оборудования. Оригинальный стиль больше не привилегия предметов роскоши; в наши дни вся продукция промышленного производства воспринимается с точки зрения привлекательного, соблазнительного внешнего вида, который полагается иметь любому изделию. Противопоставление «модель — серия» смазалось, окончательно утратив свой иерархический, демонстрирующий характер. Промышленное производство продолжает демократическую работу по установлению равных стартовых условий в мире вещей; вместо системы гетерогенных элементов развивается система все более тонких подразделений, скрытых различий и едва заметных нюансов. Крайности не исчезли, но они перестали гордо выпячивать свои несопоставимые различия.
Комментарии закрыты