Независимость моды

Независимость моды

Обретение гражданами независимости перед лицом моды не означает, будто прежние законы социальной адаптации и сам феномен подражания исчезли. Очевидно, что частные лица по-прежнему испытывают определенное принуждение со стороны общества, но акты этого принуждения теперь менее единообразны, они позволяют проявлять больше инициативы и дают большую возможность выбора. Невозможно продвинуться вперед в понимании того, что меняется в современном мире, если только и делать, что изобличать личную независимость как иллюзию дообщественного сознания. Надо выйти из бесплодной и бесполезной борьбы идей между детерминизмом и метафизической свободой. Даже если мы считаем, что личная свобода есть абстракция и миф, нам придется признать, что живущие в обществе индивидуумы пользуются различными степенями личной независимости. Даже при том, что остаются общественные обязанности, при том, что многочисленные кодексы и образцы образуют структуру представлений о себе и о своей общественной роли, частные лица теперь имеют несравненно большую свободу действий, чем раньше; сегодня больше не существует одной-единственной общепризнанной, законной нормы внешнего вида и люди имеют возможность выбирать между множеством эстетических образцов. Женщины по-прежнему внимательно следят за модой, но несколько иначе, чем раньше, они теперь не так точно и не так тщательно ей следуют, проявляя большую свободу. Директивно предписанное подражание, свойственное моде столетия, уступило место подражанию гибкому и сохраняющему право выбора: теперь человек может подражать тому, кому он хочет подражать, и так, как хочет, мода теперь никому ничего не приказывает, ее характер указательный, стимулирующий, суггестивный. В период главенства совершенного индивидуализма «лук» становится областью выбора, гибкого и всем доступного подражания.

В то же время мода не вызывает прежнего интереса и не пробуждает былых страстей. Да и как бы она могла это сделать сейчас, когда в обществе господствует небывалая коллективная терпимость в отношении одежды, когда сосуществуют самые различные стили, не позволяющие говорить о единстве моды? В то время как женщины высказывают все больше амбиций и делают профессиональную карьеру, когда их интеллектуальные, культурные и спортивные пристрастия оказываются близки мужским, их интерес к моде становится, без сомнения, более всеобщим, но менее интенсивным, менее устойчивым, менее насущным, менее страстным, чем в аристократическую эпоху, когда игры с внешностью имели решающее значение в жизни. Нарциссический индивидуализм ведет к ослаблению и смягчению заботы о моде; времена изменились, теперь уже не встречается того восторженного экстаза, который был при появлении нью-лука, не бывает скандала и возмущения, который вызвал в обществе стиль гарсон, нельзя даже представить того возбуждения, которое задавало ритм моды столетия. Ни одна новинка не может в наши дни произвести коллективный взрыв чувств, ничто более не повергает в шок, ничто не вызывает серьезных споров. После «революции» Куррежа, последнего без сомнения события, отмеченного определенным волнением в обществе, мода развивалась в атмосфере спокойного полувосторга-полуравнодушия, несмотря на все обильное информационное обеспечение специализированных журналов.

Комментарии закрыты