Мода как один из видов искусства

Мода как один из видов искусства

Сколь бы красочной и яркой на вид ни была эта головокружительная карьера ремесла кутюрье, было бы неверно утверждать, что ничего подобного раньше не было. Уже с середины XVIII века изготовители модных новинок: портные, сапожники, парикмахеры, торговцы модным товаром — смотрели на себя не как на рядовых ремесленников, но как на интересных художников, заслуживающих внимания окружающих, и общество платило им тем же. Как раз в это время появились первые трактаты, посвященные искусству создания причесок, такие как труды Ле Гро и Тиссо. В своем «Трактате о принципах и искусстве создания прически» Лефевр, парикмахер Дидро, пишет: «Из всех искусств искусство создания прически должно было бы быть одним из самых почитаемых; искусство живописи и искусство скульптуры, то есть искусства, позволяющие людям жить сотни лет после своей смерти, не могут оспаривать у него звание собрата; они не могут отрицать того, что испытывают такую же нужду в завершении своего творения». Так начинается эпоха великих мастеров, великих художников-парикмахеров; они причесывают клиентов, стоя во фраках, придерживая одной рукой шпагу на боку, они принимают только избранных и именуют себя творцами.

Ле Гро ставил свое искусство выше искусства художников и открыл первую профессиональную школу, названную «Академией парикмахерского дела». Чуть позже стало греметь имя Леонара, быть может, самого известного в истории парикмахера, по поводу которого мадам де Жанлис сказала в 1769 году: «Наконец появился Леонар; он пришел и стал королем». Триумф сопутствует и изысканным башмачникам, этим «художникам сапожного дела»9, а также торговцам модными товарами, воспринимавшимся окружающими как художники в сфере моды, как о том пишет Луи-Себастьян Мерсье в «Картинах Парижа»: «Портнихи, которые кроят и сшивают все части женского одеяния, и портные, создающие основы костюмов и корсеты, — это каменщики здания; но торговка модным товаром, создавая аксессуары и придавая костюму изящество при помощи удачно положенной складки, является истинным архитектором и декоратором творения». Торговцы модными товарами, только недавно пришедшие на смену галантерейщикам, наживали огромные состояния и пользовались небывалой популярностью, если не сказать славой: Болара воспевали как поэта, Розу Бертен, «министра моды» королевы Марии-Антуанетты, прославлял в стихах поэт Жак Делиль, ее имя часто упоминается в письмах той эпохи, в мемуарах и газетах. В то время утонченность, изысканность, жеманность и определенная дерзость, даже наглость, стали модными среди этих новоявленных и наделавших сенсаций художников, обладавших своими, особенными манерами и стилями; а стоили проявления изысканной и утонченной дерзости невероятно дорого.

Комментарии закрыты