Конец властных тенденций

Конец властных тенденций

Яркие и веселые цвета теперь уже не считаются неподобающими и недопустимыми в мужской одежде: нижнее белье, рубашки, куртки, тенниски, футболки позволяют себе легко и свободно «играть цветами» в многочисленных сочетаниях. Футболки и тенниски выставляют напоказ странные и забавные надписи и рисунки в стиле граффити: это смешно, несерьезно, выглядит по-детски, но мужчинам уже не запрещено. «Жизнь слишком коротка, чтобы одеваться скучно»; как только знаки смерти выводятся из общественного пространства, одежда для обоих полов оказывается в счастливом выигрыше по законам общества потребления. На смену процессу разъединения, основополагающему для моды столетия, пришел процесс сокращения разрывов в одежде двух полов. С одной стороны, это проявилось во включении, хотя бы частичном, мужской одежды в эйфорическую логику моды, а с другой стороны, во все более широкой адаптации женщинами, начиная с 1960-х годов, предметов мужской одежды (брюки, джинсы, куртки, смокинги, галстуки, сапоги и другие составляющие теперешнего женского гардероба). Подчеркнуто императивное разделение внешнего вида двух полов постепенно стиралось, установившееся равенство жизненных условий продолжилось и в сфере самопрезентации, положив конец женской монополии на моду и частично маскулинизировав женский гардероб.

Это ни в коей мере не означает, что женственность перестала быть любимой областью реализации модных новинок. Высокая мода и дизайнеры представляли и продолжают представлять мужские коллекции, но престиж и славу домам моды, кутюрье и дизайнерам по-прежнему приносят только женские коллекции: именно их обсуждают, в специализированных магазинах продаются образцы из этих коллекций, фотографии этих шедевров украшают страницы иллюстрированных журналах. Такие дизайнеры, как Жан-Поль Готье, прилагают немало усилий для того, чтобы ускоренно продвинуть на рынок коллекции вроде «Мужчина как объект», создавая мужскую авангардную моду, свободную от различных табу, — но все же мужская мода остается ограниченной весьма узкими рамками: она гораздо менее разнообразна и зрелищна, чем женская мода. В мужской одежде сосуществуют две противоречащие друг другу логики: спортивная мода и не-мода классического мужского костюма. Иначе говоря, фантазия допускается в одежде, предназначенной для отдыха, а для строгого делового костюма с галстуком предписывается серьезный консерватизм. Такое функциональное размежевание не встречается в женской моде, где фантазия пользуется гораздо большим общественным признанием; женскую моду определяет не противопоставление деловой и досуговой одежды, а противопоставление дневной одежды, более-менее практичной, и вечерних туалетов, более элегантных и изысканных. Если в мужской одежде в полной мере проявляется свойственное неокапиталистическим обществам противопоставление гедонистических и технократических ценностей, то в женской одежде привилегия моды устраняет это разъединение, давая женской одежде право быть немного фривольной, хотя в деловом мире эту фривольность нужно бы очень сдерживать.

Комментарии закрыты