Эволюции покупок и продаж

Эволюции покупок и продаж

С появлением открытой моды и с ослаблением социальной мотивации в одежде начался новый порядок подражания моде. На протяжении столетий мода в основном распространялась из королевского двора и из аристократии, так как низшие слои неизменно копировали манеры и наряды представителей высших классов. Г. де Тард мог говорить о «законе имитационного распространения сверху вниз» как о законе, руководящем движением социального и общественного подражания. Мода столетия ни в чем не нарушала этот закон и не смела отступить от него, так как любые модели-образцы вводились в моду высокой модой и дамами высшего света. Но что стало с этим законом сегодня, когда в моду вошла спортивная одежда и одежда свободная и удобная, когда даже звезды одеваются, как все. Произошли значительные перемены, опрокинувшие вековой закон заразительного подражания: теперь никто не подражает представителям высших слоев, подражают тем, кого видят вокруг, копируют наряды простые, чудные и смешные, и поэтому все чаще на страницах иллюстрированных журналов появляются недорогие модели. На смену вертикальному закону подражания пришел горизонтальный закон подражания, соответствующий нормам общества равноправных индивидуумов. Как писал Токвилль по поводу мнений и верований, демократическая эволюция приводит к власти и влиянию большинства — и мода не исключение, она подчиняется той же тенденции. Теперь преобладающее значение имеет влияние среднестатистической массы, о чем свидетельствует все более явный успех мелких вещей, одежды для отдыха и спорта.

Статистические данные об эволюции покупок и продаж одежды свидетельствуют, что распространение моды все меньше подчиняется классической схеме, когда низшие классы «догоняли» в сфере моды высшие классы. Пирамидальная модель, в соответствии с которой новые вещи распространяются от высших классов вниз, постепенно завоевывая низшие слои, сегодня работает далеко не всегда и не везде. Так, скажем, пуловеры в течение двух десятилетий начиная с 1950-х годов покупали прежде всего управленцы, инженеры и представители свободных профессий. Но распространение пуловера происходило не в соответствии с обычным порядком, то есть не сверху вниз по общественной иерархической лестнице. После 1972 года служащие в этом плане опередили уровень потребления пуловеров представителями высших слоев, но рабочие и крестьяне забросили этот вид одежды даже раньше, чем он надоел представителям высших слоев, — то есть в данном случае рабочие и крестьяне не только не следовали примеру высших слоев, а даже опередили их. Точно так же и джинсы при распространении не подчинялись принципу нисходящей иерархии: они «начали свою карьеру» не в высших слоях, их раньше всех признала и полюбила молодежь. В начале 1970-х годов джинсы больше всех покупали жены высших чиновников и управленцев. Но в последующие годы больше всего тратили денег на приобретение этой одежды не средний состав чиновников и управленцев и не представители свободных профессий, а жены служащих и мелких рантье19. Подражание в моде сегодня подчиняется сложной логике, оно больше не предписывается «механически» в соответствии с принципом «наверстывания». Вообще сейчас люди принимают какой-то вид одежды и приспосабливают к себе не потому, что эта одежда в ходу на самой вершине социальной пирамиды, а потому что это нечто новое; теперь одеваются модно не столько для того, чтобы отличаться от представителей низших слоев или чтобы продемонстрировать свое положение в обществе, а потому что модная вещь помогает человеку измениться, быть современным, нравиться, выразить свою индивидуальность. Разумеется, с самого появления моды мотивация в ней никогда полностью не отождествлялась только со стремлением подчеркнуть социальные отличия; в ней всегда параллельно присутствовало стремление к нововведениям и желание продемонстрировать индивидуальность в сфере эстетики. Но невозможно сомневаться, что социальная дифференциация на протяжении многих столетий была основной и чрезвычайно мощной движущей силой развития моды. В наши дни мы наблюдаем реструктуризацию мотиваций моды. Значимость классовых отличий не исчезает совсем, но она ослабевает и теряет свой вес, так как исключительное значение приобретает жажда нововведений, обольщения и индивидуальности. С давних пор и по сей день люди обожают Новое само по себе: оно больше не является «классовым алиби», оно стало ценностью в себе, позволяющей сверх того выказывать современную и переменчивую эстетическую индивидуальность. Модная одежда все меньше является инструментом социального дистанцирования, а все больше — инструментом индивидуальных и эстетических отличий, инструментом обольщения, юности и символической современности.

Комментарии закрыты