Обольстительная сила вещей

Обольстительная сила вещей

«Общество потребления» можно охарактеризовать с разных сторон. Опыт подсказывает нам следующие его свойства: повышение уровня жизни, изобилие товаров и услуг, культ вещей и развлечений, гедонистическая и материалистическая мораль и т.д. Но в структурном отношении его определяет распространение динамики моды на все сферы жизни. Общество, стержнем которого является рост потребностей, — прежде всего есть общество, корганизующее массовое производство и массовое потребление под влиянием закономерностей морального упадка, обольщения и диверсификации. Это общество, заставившее экономику резко сменить направление развития, выйдя на орбиту модной формы. «Все отрасли промышленности пытаются копировать методы великих кутюрье. Это основа основ всей современной торговли», — писал Луи Ческин в 1950-е годы; и его слова не были опровергнуты эволюцией западных обществ. Развитие моды продолжало подчинять себе все новые, прежде суверенные области. Логика организации, осуществившаяся в сфере контроля над внешностью в середине XIX века, постепенно распространилась на все сферы потребления: повсюду возникли бюрократические инстанции, ведающие практической работой с предметным миром, повсюду восторжествовала логика ускоренного обновления, диверсификации и стилизации моделей. Инициатива и независимость владельца фабрики в области разработки и производства товаров, быстрое и регулярное изменение форм, приумножение числа моделей и серий — вот три великих принципа, впервые введенных высокой модой. Теперь эти принципы вовсе не ограничены сектором производства роскошной одежды, они образуют ядро, неизбывный стержень всей широчайшей индустрии потребления с бессчетным множеством отраслей. Бюрократическое эстетическое упорядочивание управляет экономикой потребления, реорганизованной в наши дни обольщением и ускоренным выводом из оборота того, что «вышло из моды». Такая индустрия, как легкая промышленность, структурно полностью воспроизводит устройство моды.

Комментарии закрыты