Миссия кутюрье

Миссия кутюрье

Признание новой миссии кутюрье сопровождалось чрезвычайным возрастанием его общественной роли и социального статуса. В старорежимную эпоху портные и портнихи были анонимными деятелями на задворках творчества, в области так называемого «механического искусства», то есть традиционных ремесел, их имена в очерках и статьях по вопросам стиля в одежде почти никогда не упоминались. Модные новинки получали имена знаменитостей, аристократов, введших ту или иную новинку в моду.

Все изменилось в XIX веке, особенно с появлением Ворта; с этих пор кутюрье начал пользоваться в обществе невиданным прежде авторитетом и уважением. Он славен как поэт, о нем пишут все газеты и журналы мод; в романах кутюрье предстает в амплуа эстета и непревзойденного арбитра элегантности. Более того, как и картины художника, его творения подписаны и охраняются законом. Своим нарочитым презрением к деньгам и к коммерции, страстными речами, утверждающими пользу «вдохновения», великий кутюрье заставляет признать себя как «художника роскоши», коллекционирующего произведения искусства, живущего в роскошной, пышной обстановке утонченности и элегантности, в окружении поэтов и художников.

Кутюрье создает костюмы для театра, балета, кино, то есть вносит первоначальный вклад в творчество других художников. Великих модельеров и сравнивали с великими художниками: Диора называли «Ватто модельеров», Баленсиагу именовали «Пикассо моды». Линии и тенденции модной одежды часто ассоциируются с именами художников: например, говорят о «платьях Мондриана» или «платьях поп-арта», о «юбках Пикассо» Ива Сен-Лорана. Высшее общество, а затем и специализированная пресса помогли великим кутюрье не только возвести в идеал свой образ художника, но еще обрести громоподобную всемирную славу: так, например, в 1949 году институт Гэллапа назвал Кристиана Диора одним из пяти самых известных людей в мире.

Комментарии закрыты